Главная

Официальная

Содержание

Об авторах

Контакты

Ссылки

ЭВОЛЮЦИЯ ЖИЗНИ

КЕДР СИБИРСКИЙ

  В. В. Ганжа  

Кедровые леса получили свое название от их образователя – кедра сибирского (сибирской кедровой сосны – Pinus Sibirica Mayr). Эту породу стали называть из-за сходства ее шишек с шишками настоящих кедров из роды Cedrus произрастающих в нашей стране в естественных формах на черноморском побережье Кавказа и Крыма. Все виды настоящих кедров не дают съедобных плодов, не являются хорошими смолоносами и не представляют интереса для организации комплексного хозяйства.

Кроме кедра сибирского, в нашей стране произрастает еще 3 вида ореховых сосен: кедр европейский, на востоке – кедр корейский, или маньчжурский, и кедровый стланик.

Больше, чем своей строительной и декоративной ценностью, кедр славится своими орехами, калорийность ядра которых выше калорийности хлеба, рыбы, мяса и почти равна калорийности сливочного масла. Причем содержание жира, как носителя больших энергозапасов, становится больше в более суровых климатических условиях. Свои потребительские свойства кедровые орехи сохраняют в течение восьми месяцев при относительной влажности воздуха 70%. Масло кедрового ореха ценится за его аромат и вкус. До революции, особенно среди коренных народов Сибири, масло кедрового ореха играло такую же роль пищевого продукта, как в западной части России – подсолнечное.

Об огромном значении для населения и промышленности России промыслов кедрового ореха говорят источники еще дореволюционной России. Особенно большое значение ореховый промысел имел для оседло проживающих коренных жителей Сибири, в первую очередь, Алтая – т.н. "инородцев". Он занимал преобладающее место в ряду других промысловых занятий населения. По свидетельству источников, им определялись "все экономические отношения, все главнейшие хозяйственные операции населения, отдающаго ему громадное количество своихъ наличныхъ силъ. Для значительной части коренныхъ жителей ... этот промыселъ являлся почти единственнымъ источникомъ ихь жизненныхь средствь, наряду сь которыми, могъ быть поставленъ только зверинный промыселъ". Большое, хотя и не в такой мере, значение имел промысел кедрового ореха и для русского населения Сибири.

В деревнях и селах, традиционно занимающихся сбором кедрового ореха, промысел этот был предельно "экологичен", а потоку хозяйственно наиболее эффективен: "Въ заповедныхъ кедровникахъ, т.е. такихь, которые принадлежатъ определенному селению, уборка кедровыхъ шишекъ начинается именно тогда, когда она созрела и, следовательно, легко сбивается съ дерева, почему не приходится прибегать ни къ сильнымъ встряхиваниямъ, ни постукиваниямъ, ни битью шишекъ палками... Въ заповедныхъ кедровникахъ сами жители следять за правильной уборкой и никогда постороннихъ лицъ убирать шишки не допускаютъ". В таких местах промышленники закупщики только закупали орех. В это время здесь завязывались весьма полезные торговые связи, возникали своеобразные ярмарки: скупщики ореха привозили массу всевозможных товаров, необходимых в жизни местного сельского населения, и те и другие нередко возвращали натурой (бартером, по-теперешнему) долги, давали в кредит товары, деньги и т.д. В этом случае кедровый орех постоянно приносил большие доходы, как местному населению, так и промышленникам-скупщикам.

Там же, где орехи добывали сами пришлые (часто из весьма отдаленных мест) орехо-промышленники ради одной только прибыли от добычи орехов и потому мало заинтересованные в целостности и сохранности кедровников, последним наносился жестокий урон, отчего резко падала их продуктивность. Особенно большое значение предавалось добыче и заготовке кедрового ореха в годы гражданской войны. Из-за ограниченного поступления растительных масел и трудностей, связанных с разрухой, снабжения промышленности и населения не только Сибири, но и европейской части России, жирами, вопрос об организации производства растительных масел на местах стоял очень остро. В связи с этим новая революционная власть старалась, с одной стороны, способствовать увеличению добычи ореха, а, с другой – не допускать хищнического использования "кедровых ресурсов". В связи с этим, законы по сбору и рациональному использованию "лесных продуктов" и, в первую очередь, кедрового ореха неоднократно принимались не только "на местах", но и в "центре".

В СССР потенциал кедровых лесов использовался недостаточно, что было связано с чрезвычайной трудоемкостью сбора орехов в условиях широкого промышленного производства и негативным отношением к частной инициативе. Так, например, биологический урожай кедровых орехов только в районах горного Алтая, Красноярского края, Тувы, Иркутской и Читинской областей с доступных к освоению участков тайги может составлять до 200 тыс. т. в год. Площадь же, на которой добывались кедровые орехи, не составляла от этого и четверти. Заготовительные организации в урожайные годы закупали не более 2 тыс. т. кедрового ореха.

В настоящее время, в связи с новым отношением к "частной инициативе", добыча кедровых орехов становится весьма перспективной. При этом, кроме выше описанных полезных свойств этого ореха, важным моментом следует считать также высокое содержание полиненасыщенных жирных кислот в масле кедрового ореха и особенно линоленовой кислоты, обладающих активностью витамина F. По количеству олеиновой, линолевой и линоленовой кислот масло кедрового ореха выделяется среди всех пищевых растительных масел и зачастую занимает нишу биологически активных добавок.

Из липоидов кедровых орехов наибольшую ценность представляют фосфатиды (около 1,34% в ядре). По их количеству кедровые орехи превосходят все другие орехоплодные, семена масличных культур и равноценны сое, наиболее богатому источнику фосфатидов среди растительного сырья. Свойство кедровых орехов как источника фосфатидов, превращают их в важное сырье для ряда отраслей пищевой, химической и фармацевтической промышленностей, а также медицины и микроскопической техники.

Свойства кедрового ореха высоко ценятся и среди наших потенциальных торговых партнеров, особенно восточных. В этом плане значение кедра сибирского для российской промышленности и, особенно, в деле возрождения русского предпринимательства трудно переоценить.


ЛИТЕРАТУРА

1. Словцов. О распространении сибирского кедра. – Запад.-Сиб. отд. И.Р. Геогр. Общ., IV, 1892.

2. Кочергин С. Кедровые орехи. – Томск, 1909.

3. Седов С. О введении в народном хозяйстве новых пищевых продуктов, вырабатываемых из плодов сибирского кедра. Изд. Омского военно-промышленного комитета, 1917.

4. Инструкция кедротреста по добыче, обработке, приемке, хранению и перевозке кедрового ореха. Иркутск, 1931.

5. Никифоренко К. Т. Растительные масла. Снабтехиздат, 1932

6. Верховцев Е. П. Качества орехов кедра сибирского, способы определения качеств и условий хранения. Красноярск, 1938.

7. Лизунова В. В. Кедровые орехи как промышленное масличное сырье – Автореф. дисс. к. техн. н. М., 1959.

8. Парфенов В. Ф. Эксперимент в тайге – кедроград и устойчивое развитие. НИА-природа. М., 2000.

Главная

Официальная

Содержание

Об авторах

Контакты

Ссылки

 
Хостинг от uCoz