Главная

Официальная

Содержание

Об авторах

Контакты

Ссылки

ЭВОЛЮЦИЯ И РЕЛИГИЯ

РЕЛИГИЯ, НАУКА, АТЕИЗМ

  А. М. Крайнев  

Все телеканалы (да и печать тоже) практически ежедневно, в той или иной форме, пичкают нас религиозной или другой «потусторонней» пропагандой. С экранов телевизоров и страниц газет не сходят предсказатели, священники, астрологи, уфологи, колдуны, вещуны, ведьмы и прочие апологеты, жрецы и жрицы «потусторонних сил», которые успешно сменили Кашпировского и Чумака.

А единственная научно-популярная программа «Очевидное-невероятное» влачит жалкое существование. Причем С. П. Капица вынужден делать из нее какое-то псевдошоу с предсказаниями вроде астрологических.

Случайно ли совпадение, что одновременно с полным прекращением финансирования науки (в данном случае, в основном, имею в виду фундаментальную науку, собственно и развивающую человеческие знания об окружающем Мире, которую и в советские времена не особенно жаловали), на утверждение религиозных взглядов начали тратиться подчас баснословные суммы? Как пример, можно сравнить Храм Христа Спасителя и Московский Планетарий. По поводу Храма комментарии излишни. На него под эгидой некоторых политических деятелей истрачены сотни миллионов (если не миллиарды) долларов. А вот Планетарий, по некоторой информации (я буду рад ошибиться), продан под стриптиз-бар. Во всяком случае, он закрыт для посетителей как планетарий. На его восстановление или ремонт не истрачено ни копейки (о долларах не говорю). Это и понятно. Какой капитал, в том числе политический, можно нажить на восстановлении Планетария, кому нужна правда об окружающем Мире? А вот на патронаже строительства Храма... Свою дочь я возил в Планетарий в Калугу, где, видимо, администрация, относится к знаниям с большим уважением, чем в Москве. Кстати, в Калуге прекрасно содержатся Дом-музей К. Э. Циолковского и современный Музей Космонавтики. Тот и другой пользуются популярностью у посетителей, в том числе иностранных.

А как быть со свободой совести? Под свободой совести, вообще говоря, понимается возможность придерживаться и других взглядов, кроме религиозных. В частности, атеистических. Хотя далеко не все, кто придерживаются атеистических взглядов, называют себя атеистами, полагаю, что их количество достаточно велико. Существует также контингент людей, которые не относятся ни к сторонникам религий, ни к сторонникам атеизма. Но почему свобода совести этих людей для сегодняшних политиков и СМИ ничего не стоит? СМИ для них закрыты. Мне за последние годы не пришлось услышать или увидеть передачу, в которой разъяснялись бы или, тем более, утверждались взгляды атеистов или людей неверующих.

Гражданам СССР было предписано исповедовать марксистско-ленинскую религию, т.е. верить в светлое будущее, чтить живых вождей и поклоняться мертвым вождям. В то же время, не соответствует действительности популярный миф о том, что православие, мусульманство, да и другие религии в СССР находились под запретом, во всяком случае, во второй половине ХХ века.

Сегодняшняя идеология претерпела малопринципиальные изменения. Можно исповедовать основную религию (в нашем регионе – это православие). Она интенсивно навязывается. Превозносятся ее нравственные ценности, но замалчиваются безнравственные действия. В дополнение к ней, распространяется астролого-уфолого-колдовская чушь.

Но как бы красива, привлекательна или традиционна ни была религия, как бы ни рекламировались ее нравственные ценности, все же любая религия была и остается неимоверным нагромождением неправды, полуправды, выдумок, легенд и пр., то есть ложью. А ложь не может быть нравственной.

Цель религии – сохранение неизменности и распространение мировоззрения, выгодного религиозной организации для своего жизнеобеспечения, в том числе финансового, а также морально выгодного владельцам финансирующих ее коммерческих структур. Владельцы, подсознательно, как бы пытаются оправдаться (во многом перед своей совестью) и искупить «грехи» за присвоение чужих труда и собственности. Разумеется, передаваемые средства составляют лишь небольшую толику из того, что они тратят на собственную «мирскую жизнь».

Смысл деятельности религиозного служителя заключается в утверждении этого мировоззрения в форме непререкаемой истины (религиозного вероучения) среди как можно большего количества людей (верующих) и жестокого психологического давления на них (шантажа) для внушения недопустимости сомневаться в его истинности и ценности под угрозой «гнева господня» и других кар.

Цель науки – поиск миропонимания, отражающего действительность. Работа ученого заключается в изучении действительности, т.е. того, что есть на самом деле, путем ее наблюдения, уточнения миропонимания по результатам наблюдения, постоянной и тщательной проверки своих (и чужих) наблюдений и миропонимания, поиске в них ошибок и неточностей, новых наблюдений и новых выводов и т.д.

Цель атеизма – защита общества от религиозных агрессии, экспансии и шантажа.

Условно, атеизм можно разделить на два вида.

Первый – это атеизм, основанный на вере в то, что никаких богов или других «высших сил» не существует. Это атеизм с «религиозной окраской», т.к. в нем присутствует весьма важный признак религии – вера. Но даже такой атеизм нельзя в полной мере назвать религией, т.к. в нем отсутствует второй ее обязательный атрибут – объект поклонения (идол). И, как следствие, отсутствует жизнеописание этого идола и связанное с этим жизнеописанием мировоззрение, т.е. нет полуправды, выдумок, мифов и легенд, которые и составляют основу любой религии. В «религиозно окрашенном» атеизме, имеет место единственное утверждение, хотя и воспринимаемое на веру, что никаких высших сил (в том числе богов) не существует. В нем нет вероучения как такового, то есть нагромождение той самой религиозной лжи отсутствует.

Другой вид – это научный атеизм – взгляд на Мир, основанный на знании, а не на вере. По понятным причинам, определенные силы стараются этот взгляд дискредитировать, как и науку вообще.

Работа атеиста-ученого (в отличие от атеиста-верующего) заключается в изучении религии и доведении методов и результатов этого изучения до сведения общества, в том числе, и до атеистов-верующих. Деятельность атеиста-верующего и его помощь атеисту-ученому заключается в распространении этих знаний в широких кругах населения, как правило, своего социального слоя.

Различие между атеистом-ученым и атеистом-верующим достаточно условно. Ни один, самый высокообразованный ученый (если он – настоящий ученый) никогда не будет претендовать на истину в конечной инстанции на всеобъемлющую полноту своих знаний. В этом глубочайшее отличие нравственности ученого от безнравственности религиозного догматика (да и догматика от науки тоже).

В то же время, практически не бывает людей, которые (если они стремятся к знанию, а не к вере) безоговорочно, бессознательно и без сомнений будут просто повторять мнение даже очень авторитетного для них ученого. Подобный подход является авторитарно-религиозным и неприемлем в области знания. В этом сила и слабость атеизма. В отличие от религии, атеизм не может позволить себе пользоваться безнравственными религиозными методами, не удерживает человека в своем мировоззрении психологическим насилием путем угроз карой божьей или адскими муками за неверие. Слабостью любого нравственного мировоззрения является предоставляемая индивидууму возможность добровольного отхода от него. Но, в то же время, именно в этой возможности, в отсутствии психологического насилия и заключается сила атеизма – его нравственный подход к своим сторонникам через уважение к их разуму и их правам.

Главная

Официальная

Содержание

Об авторах

Контакты

Ссылки

 
Хостинг от uCoz