Главная

Официальная

Содержание

Об авторах

Контакты

Ссылки

ЭВОЛЮЦИЯ И РЕЛИГИЯ

РЕЛИГИЯ

 Г. С. Сенатская,  С. Ф. Хрибар, А. Г. Ганжа 

Термин “религия” означает в словарях понятия: набожность, святыня, святость, благочестие, предмет культа и т.д. Однако, по-видимому, все эти многочисленные переводы не отражают первоначальное буквальное значение термина (от лат. re – возобновление, повторность и ligare – связывать, отсюда – лига, союз, объединение, сообщество). Скорее всего термин появился в период раннего христианства и первоначально означал что-то вроде “воссоединения”. Позднее признаки явления стали рассматриваться, как его перевод. Само же явление возникло еще в первобытную эпоху. По крайней мере, один его синоним – сакральность (от лат., sacer или sacri – священный, освященный традицией, традиционный) существовал еще до термина “религия”, параллельно с ним и сохранился до сих пор (хотя и употребляется гораздо реже).

Религия – сложное социальное явление, в которое входят религиозное сознание, религиозный культ и религиозные организации. Религия – одна из форм мировоззрения, а также соответствующие поведение и специфические действия, обусловленные отражением действительности в фантастических образах, представлениях, понятиях. Религия связана с верой в реальность сверхъестественных сил, в их влияние на жизнь людей и на их существование после смерти. Религия – специфическое отражение людьми проявлений природных и общественных сил. Религия имеет и гносеологические корни в способности человеческого сознания формировать абстрактные представления, оторванные от действительности. Религия представляет собой не только специфическую форму общественного сознания, явление, присущее человеческому обществу на протяжении всей его истории, но и является регулятором нравственности и одним из центральных компонентов духовной культуры. Религия играла и продолжает играть важную роль в личной и социальной жизни людей многих стран мира, предписывает верующим нормы поведения.

Принято выделять примитивные, местные и "мировые" религии. К примитивным религиозным представлениям, возникшим еще в первобытном обществе, относятся тотемизм, магия, фетишизм и анимизм, культы духов, предков, вождей, шаманизм и др.

Религия опирается, в основном, на традицию, которая может быть устной (предания, легенды, передаваемые из уст в уста) и письменной (священные тексты, часто специально защищенные от изменений – Библия, Коран и др.). С возникновением письменности влияние устной традиции снижается. Христианство, иудаизм и ислам, объединяются религиоведами под общим названием "Народов Книги".

Религия возникла в первобытном обществе как попытка осознания людьми их бытия. В первобытных религиозных верованиях объектами религиозного поклонения (божествами) становились материальные объекты и природные явления. Позднее боги начинают олицетворять социальную власть. С возникновением классового общества начали складываться сложные местные формы религии. Вначале они возникали среди какого-либо одного народа или группы народов, объединенных в государство. К ним относятся религии древних Египта, Месопотамии, Персии, Греции и Рима, индуизм, синтоизм, иудаизм и др.

В процессе борьбы (религиозные войны) за собственное понимание "истиной веры" эти религии со временем раскалывались на отдельные церкви, от них отпочковывались различные течения, толки, секты и т.д. Одни из них в кровопролитных битвах завоевывали свой официальный статус, прочие объявлялись ересями. Еретики подвергались пыткам и/или уничтожались.

По своему социальному значению религиозная принадлежность долгое время оттесняла на задний план этническую принадлежность, оказывала сильное влияние на процесс Формирования государств и наций. В классово-антагонистических обществах религия, как элемент надстройки, выполняла различные социальные функции и оказывала обратное воздействие на породившие ее, в т.ч. и политические отношения. Однако, защищая интересы господствующих классов, она в определенных исторических условиях способна выступать и как духовная опора исторически прогрессивных движений (например, сопротивление Риму ранних христианских общин, гуситские войны в Чехии, борьба протестантов с феодальными привилегиями и пр.)

В настоящее время существует великое множество религий, которые, в свою очередь, делятся на те или иные направления (конфессии). Примитивные, близкие к первобытным, ранние формы религии сохранились, главным образом, у отсталых народов Тропической Африки, многих малых народов Азии, индейцев бассейна Амазонки, аборигенов Австралии и некоторых др. племен. Их приверженцы составляют примерно 103 млн чел., большинство которых проживают в Африке (70 млн) и Азии (30 млн). Древнейшая монотеистическая религия – иудаизм – имеет, в основном, yзкo национальное значение. В мире иудеи живут, в основном, в США (5,8 млн), в Израиле (4,6 млн) и в СНГ (1,3 млн). На основе иудаизма сформировалась самая крупная по числу приверженцев мировая религия – христианство.

Общими чертами христианства, иудаизма и ислама явились:

1) монотеизм (единобожие),

2) сравнительная независимость от этнических, языковых, политических связей,

3) равенство всех верующих перед единым Богом независимо от социального, имущественного, правового положений и т.п.

Общая численность христиан составляет 1955 млн чел. Это около 34% всего населения мира, т.е. каждый третий житель Земли – христианин. Приверженцы ислама – мусульмане составляют 1126 млн чел. (19% всего населения земного шара). Общая численность последователей буддизма – оценивается примерно в 500 млн. чел. Однако точному учету она не поддается, т.к. в странах, где сосредоточена основная масса буддистов, религиозная принадлежность при переписи населения часто не учитывается. Большинство буддистских региональных центров также не учитывают число своих сторонников.

Современные межрелигиозные (межконфессиональные) отношения нередко осложнены конфликтами, обусловленными низкой толерантностью (веротерпимостью) и высокой ксенофобией (неприятием чужих) многих из них. При этом иноверцы воспринимаются как "враги веры", подлежащие изоляции, общественному осуждению, а нередко и насильственному обращению и даже физическому уничтожению. Последнее особенно характерно для исламского фундаментализма, служащего причиной многих войн современности, а также для современных отношений между католиками и протестантами в Северной Ирландии. Роль религии в современном мире возрастает. В некоторых странах отсутствует институт гражданского брака, и законными признаются лишь те браки, которые заключены в одной или нескольких легальных конфессиях. Обостренность межконфессиональных отношений связана часто с распространением в общественном мнении понятия "тоталитарные секты", куда часто совершенно необоснованно относят едва ли не все религии за исключением религии большинства населения (например, в России). Христианство отождествляется с православием, а протестантские деноминации считаются сектами. В то же время ряд международных общественных организаций, созданных по межконфессиональному принципу (Международная ассоциация религиозной свободы – МАРС, Всемирный совет церквей и др.), активно выступают за построение такого общества, в котором верующие разных направлений могут конструктивно сотрудничать, сохраняя свои взгляды и уважая взгляды других. Религиозную свободу они признают как один из важнейших компонентов свободы совести — неотъемлемого признака демократии и гражданского общества.

Оказывая определяющее влияние на мировоззрение и образ жизни многих миллионов людей, религия существенно способствуют решению глобальных проблем современности. Например, широко известен опыт многих христианских религиозных организаций в области борьбы с алкоголизмом и наркоманией (программа "12 шагов" и др.), благотворительность (Орден Матери Терезы, "Армия Спасения", АДРА и др.), программы охраны здоровья, экологии, укрепления семьи, и др.


ЛИТЕРАТУРА

1. Краткий политический словарь. – М., Политиздат, 1989;

2. Религия и закон. – М., 1996

3. Этнологический словарь. – М., "ВИТТАН" 1996;

4. Философский энциклопедический словарь. – М., 1999; Новейший Философский словарь. – Минск, 1999;

5. Христианство па пороге третьего тысячелетия / Материалы юбилейной международной, межконфессиональной конференции, посвященной 2000-летию христианства – М., 1999 r.

6. Народы и религии мира / Энциклопедия. – М., БРЭ, 2000;

7. Христианство и религии мира. – М., ПРОГРЕСС, 2001.

Главная

Официальная

Содержание

Об авторах

Контакты

Ссылки

 
Хостинг от uCoz