Главная

Официальная

Содержание

Об авторах

Контакты

Ссылки

ЭВОЛЮЦИЯ И РЕЛИГИЯ

КРУГ ЯЗЫЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ

  Д. Ж. Георгис (Любомир)  

Рассматриваются некоторые вопросы самоопределения, самопонимания и становления современного языческого общественного и религиозного движения, приводится краткий обзор интернет-адресов языческих общин и некоторых ключевых работ, касающихся идеологии современного язычества, его взаимоотношений с другими конфессиями и государством.

Язычество никогда не умирало в душе и обычае русского народа, передавалось из поколения в поколение в глубинке Руси [1,2]. А языческие верования многих народов Севера, Сибири, Поволжья, Алтая сохранились вместе со своими священнослужителями как живая традиция [3]. Сейчас многие люди ищут дорогу к древним верованиям своих предков, образуя сообщества единомышленников, исследовательские, культурные группы, религиозные языческие группы и организации.

В этой статье и статье Н. Н. Сперанского (в №2), одного из идеологов языческого движения, представлен взгляд изнутри языческого движения, самоосознание язычниками своей веры и характера самого языческого движения [4,5,6]. В движении участвует и некоторые историки, религиоведы, этнологи, немало среди них ученых естественников; пожалуй, они впервые на страницах этого журнала получают возможность высказать свои взгляды не с позиции чисто объективной науки, но как деятели языческого движения. Язычество выступает не только как предмет изучения науки, но также и предмет для самоисследования со стороны язычников. Это самопонимание должно быть интересно также и внешним исследователям, поскольку исследование самопонимания в той или иной культуре – важнейшая часть всякого этнологического и религиоведческого исследования. Мы, язычники, заинтересованы в подобном мировоззренческом диалоге-взаимопознании не только с учеными, но также и с представителями других конфессий, атеистического и гуманистического движений. Если этот диалог основан на стремлении к истине, уважительном отношении к ценностям других и принятии того самоопределения, самопонимания и самоназывания, которым пользуются участники диалога. При этом мы считаем использование термина “неоязычество” (например, [7]) по отношению к тем языческим объединениям, которые действительно возрождают Традицию и различают себя от “неоязычников”, не только оскорбительным, но также научно некорректным и нарушающим этику религиоведческого и этнологического исследования.

Что же такое язычество?

Язычество изучается многими областями науки: историей, этнологией, религиоведением, этнографией, культурологией, философской антропологией и др. В современной науки нет установившегося понятия «язычество» [8]. Современные язычники по-своему осмысливают это понятие [9,10]. Они требуют от ученых уважения к тому, как они сами определяют сущность своих верований, которая является общим содержанием самых разных и географически удаленных друг от друга народных, национальных, природных, родо-племенных верований. Несколько десятков языческих общин России, представляющих разные народы и разные традиции, объединившись в марте 2002 г. в Круг Языческой Традиции (КЯТ), дали следующее определение язычества, языческого движения в Битцевском обращении [11,12]:

«1.0. Когда мы говорим о нашей Вере, мы пользуемся разными названиями для одного и того же понятия. Часто это создает впечатление несогласия между нами, а порой приводит к бессмысленной вражде. Меж тем, разные слова описывают разные стороны того явления, которое мы называем Вера. И среди них главнейший признак, отличающий её от многих других, то, что наша Вера – природная, ведическая, языческая.

1.1. Язычники — это люди одного языка, принадлежащие одной Традиционной культуре, одному роду-племени, которые чтят его обычаи, любят и берегут свою Землю, хранят родо-племенные мифы и воспроизводят родовые (языческие) отношения в новых поколениях. При этом Земля, народ, ее населяющий, другие формы жизни и Боги образуют единое родовое целое, что отражается в мифах и обрядах, в способе жизни и хозяйствовании.

1.2. Основополагающими понятиями традиционного языческого славянского общества являются родянин (или же родновер) и его род, семья, община, племя, народ, Земля и Природа, наконец, но не нация и не национальность. И потому Языческая Традиция славян это, прежде всего, Родноверие (т.е. Родная Вера) и Родолюбие (любовь к Роду), как система родо-племенных и природных верований, а боги – наши пращуры, которых каждый язычник называет на родном языке по-своему, теми именами, которые боги открыли лично ему.

1.3. Язычество — Языческая Традиция разных народов мира, и родноверов-славян, составляющих одну из ветвей индо-европейского корня, — многообразие родственных по духу родо-племенных природных мировоззрений.

Современное славянское язычество, воспринимая лучшие традиции предков, направлено на самосовершенствование свободного человека и приобретение им необходимых способностей. Традиционная вера не сводится только лишь к религии. Религия Древних славян и нас, их прямых потомков и наследников, одна из частей этой исконной Традиции индо-европейских народов.

Языческая Традиция славян с младенчества, с колыбели, с песни матери и бабушкиной сказки закладывала принципы физического и нравственного здоровья славянского рода, учила язычника жить в гармонии с законами природы и окружающим миром людей, служить Земле-Матери и Роду (Отечеству). Родноверие, как и всякая ведическая традиция, дает возможность почувствовать себя нераздельной частью огромной вселенной, и в то же время — личностью, ценной и уникальной в мире, естественным микрокосмом.

1.4. Языческая Традиция, как мировоззрение, передается через воспитание в традициях родной Земли, рода или общины, а также через прозрение или ведовство (познание). И потому это именно Ведическое мировоззрение, Ведическая вера. Она направляет к раскрытию могучих механизмов в управлении своим организмом, своим разумом и учит жить в согласии с Силами Мира — Богами — на благо Рода и Земли-Матери, как живой Сущности.

Мы наследники древней Языческой Славянской Традиции, последователи родовой, исконной народной веры, и потому мы — язычники, мы — родяне, мы — родноверы.»

Битцевское обращение приняли те язычники, которые считают для себя недопустимым искажение, фальсификацию истории и традиции, эксплуатацию народных верований националистическими политиками разных мастей. Образованный ими Круг принял в качестве своих целей следующее [8]:

«Круг Языческой Традиции (далее Круг) – международное общественное движение, исторически возникшее на основе Битцевского обращения и Битцевского договора 2002 г., принятых рядом объединений сторонников Родовой Веры славян, Северной Традиции, общей индоевропейской, Арийской, Ведической Традиции.

Цели Круга:

  • возрождение и распространение в странах, где действуют участники движения, исконных народных верований, традиций, мироотношения, природного образа жизни своих народов;

  • государственное признание традиционных языческих верований в соответствии с их самоопределением, защита прав язычников и их объединений;

  • обращение Родовых и Природных ценностей, принципов и методов на пользу своей стране, Земле и человеческому Роду.

Участники Круга принимают как равные различные виды самоназвания: Язычество, Ведическая Вера, Родянство, Родноверие, Исконная Традиция, Покон, Природная Вера, Родовая Вера. Различие в словах не препятствует единению в делах.

Правовая основа действий Круга – обычное право, которое признается его участниками. Деятельность в Круге каждого участника ведется в соответствии с Традициями, которых он придерживается. Не допускается вступление в Круг участников, утверждающих превосходство или исключительность своих путей и традиций.

Участники Круга – индивидуальные члены и объединения разного статуса, форм собственности, направленности, в том числе религиозные, коммерческие, государственные организации, разделяющие цели движения и основные ценности Битцевских документов. Все участники, входящие в Круг, имеют равные права на участие в организации его дел и формирование его стратегии, программ и планов. Участие в Круге не ограничивает законных прав граждан и объединений, и не изменяет уровень их автономии и независимости, в соответствии с их основным статусом.

Самоуправление Круга создается добровольным соглашением между его участниками. Оно строится на основе признания роли языческих, традиционных, родовых объединений, их полноценном представительстве во всех органах Круга, а также на основе признания личного таланта и авторитета индивидуальных членов Круга, которые также могут входить в любой орган самоуправления, устраивать в Круге различные программы и проекты, свободно высказывать свое мнение по всем вопросам.

Круг Языческой Традиции действует без регистрации, но в дальнейшем может быть зарегистрирован в соответствии с действующим законодательством, если такое решение будет принято его участниками. Круг также может принимать решение о регистрации в установленном порядке любых вспомогательных структур, с тем чтобы они продолжали работать на осуществление его целей и задач.

Круг – не единственное международное объединение язычников. Одно из других крупных объединений язычников Европы – Всемирный Конгресс Этнических и Природных Религий (WCER), куда недавно вступило Содружество Природной Веры «Славия» [14,15].

Сколько язычников насчитывается в мире?

Обычно религиоведы и официальная статистика обходят стороной вопрос о численности язычников в мире, приводя только данные о мировых религиях. (К тому же известно, многие язычники не рискуют сообщать официальным представителям о своих верованиях.) Дело дошло до того, что в некоторых российских учебниках религиоведения для вузов рассказывается о древних языческих религиях, как об умерших, и ни слова не упоминается о продолжающих свою жизнь древнейших языческих, национальных религиях народов современной России [16]. Между тем, если принять определение язычества так родовых верований, т.е. как язычники сами себя идентифицируют, то к их числу необходимо отнести всех сторонников индуизма, синтоизма и конфуцианства, в том числе и двоеверов, а не только африканские и азиатские племена, поклоняющиеся племенным духам и природным силам. Таким образом, может оказаться, что численность язычников в мире составляет около миллиарда человек, что вполне сопоставимо с численностью приверженцев мировых религий. В России это несколько тысяч русских, десятки тысяч марийцев, чувашей, удмуртов, мордвы, десяток тысяч малочисленных народов Севера, Сибири и Алтая, т.е. около 100 тысяч осознанно исповедующих язычество. Данные интернет-опросов показывают, что среди активной русской интернет-аудитории сторонников древнерусских верований (30% из 7594 респондентов на 12 октября 2003 г.) больше, чем православных (10,5% на ту же дату), причем за несколько прошедших лет этот разрыв, с увеличением числа респондентов, только увеличился [17].

Языческое движение России интенсивно развивается и определяет свое отношение к другим конфессиям и к государственной политике в отношении религий [18]. Оно выступает в защиту прав всех народов России на обращение к исконной вере своих предков, проводит акции в защиту природы, ведет борьбу против нарушения конституционного принципа разделения церкви и государства [19]. Но более всего это касается прав русского народа, который оказался в наиболее ущемленном положении, потому что язычество на Руси подвергалось гонениям в течении тысячи лет и сейчас продолжает дискриминироваться. Язычество предлагает разные пути духовного самосовершенствования, не претендуя на монополизацию истины, и предлагает свои ответы на глобальные вызовы цивилизации [20,21,22,23,24].

Это темы для дальнейшего интересного разговора. Приглашаю к дискуссии по вопросам древнего и современного язычества на форум «Братина» (http://slavya.ru/rings).


ЛИТЕРАТУРА

1. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. В трех томах. – М.:Современный писатель,1995, http://libword.by.ru/Nauchnaya/Philologiya/Literaturovedenie/Afanasjev/vozzr_html/index_afanasjev.htm

2. Живая языческая традиция пургасов в современной России, http://volhvpurgas.narod.ru/

3. Георгис Д.Ж., Зобнина С.В. Россия – страна глубокой и бережно сохраненной традиции. Отчет о поездке в Поволжье, 2002, http://slavya.ru/delo/veles02.htm

4. Васильев М.С., Георгис Д.Ж., Сперанский Н.Н., Топорков Г.И. Русский языческий манифест, 1997, http://www.chat.ru/~georgios/manifest.htm

5. Сперанский Н.Н. Дарна или учение о жизни в Природе, 1999, http://www.chat.ru/~georgios/darna0.htm

6. Сперанский Н.H Книга природной веры. Фрагменты, 1999, http://webcenter.ru/~dionysos/viatko/adion.htm

7. Шнирельман В.А. Неоязычество на просторах Евразии. Москва, Библейско-Богословский ин-т св.Ап.Андрея, 1999, стр. 168

8. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. – М.: Наука, 1981, с.3, http://www.esoserver.narod.ru/pagan.htm

9 Георгис Д.Ж. О язычестве. За возрождение исконных смыслов, 2003, http://slavya.ru/articles/d_volh.htm

10. Зобнина С.В. Вера без догматов, 2003, http://slavya.ru/articles/volh.htm

11. Официальный сайт Круга Языческой Традиции, http://triglaw.ru/

12. Битцевское обращение, 2002, http://slavya.ru/docs/bitc_obr.htm

13. Круг языческой традиции, 2003, http://slavya.ru/delo/krug/index.htm

14. Официальный сайт Всемирного конгресса Этнических и Природных Верований (WCER), http://www.wcer.org/

15. Отчет о Конгрессе WCER-2003 в Литве, 2003, http://slavya.ru/wcer/cong03/cong03.htm

16. Религиоведение: Учебное пособие. 4-изд./ Научный ред. д.ф.н, проф. А.В.Солдатов – СПб.:Лань, 2003

17. Опрос "Поддержи свою веру!", 1999, http://www.websib.ru/cgi-bin/atheism/religion/religion.pl

18. Георгис Д.Ж. За восстановленис исторической справедливости в отношении язычества, 2003, http://slavya.ru/delo/disput/rita.htm

19. Официальный сайт Содружества Природной Веры «Славия», http://slavya.ru

20. Георгис Д.Ж. Этика Экологической Реформации. Материалы научной конференции «От истории природы к истории общества: прошлое в настоящем и будущем», часть I, с.118

21. Георгис Д.Ж. Экологическое возрождение и органическая экономика, 2003, http://slavya.ru/docs/tezis1.doc

22. Георгис Д.Ж. Теория экологической стоимости, http://slavya.ru docs/cost2.doc

23. Материалы семинара «Экологическое возрождение и народные традиции», http://slavya.ru/ delo/sem/anonce.htm

24. Любомир (Д.Ж.Георгис) Ответ язычества на цивилизационные вызовы, http://slavya.ru/rings/viewtopic.php?t=134

Главная

Официальная

Содержание

Об авторах

Контакты

Ссылки

 
Хостинг от uCoz