Главная

Официальная

Содержание

Об авторах

Контакты

Ссылки

ЭВОЛЮЦИЯ И РЕЛИГИЯ

РОЛЬ РЕЛИГИИ В СТАНОВЛЕНИИ И РАЗВИТИИ
МИРОВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

  С. И. Семакин  

Понять сущность, назначение и причины возникновения религии ученые пытались еще в Древнем мире. В середине I тысячелетия до н.э. греческие философы, рационалистически объясняя мир, пришли к выводу, что люди сами выдумали себе богов. Демокрит считал, что в основе религии лежит страх людей перед грозными явлениями природы. Древние философы полагали также, что религия помогает заставлять людей выполнять законы и приказы властителей.

В средневековье поиски истины шли в русле богословия и лишь в эпоху Ренессанса постепенно возрождаются традиции античного свободомыслия. В новое время, начиная с XVII в. англичанин Ф. Бэкон, а затем его соотечественник Т. Гоббс потрясли слепую веру в церковные догмы. Так Т. Гоббс в своем сочинении «Левиафан» утверждал, что именно страх перед невидимой силой, воображаемой на основании выдумок, допущенных государством, называется религией.

Такие выдающиеся умы человечества как Б. Спиноза, П. Гольбах, Вольтер, П. Марешаль, Ш. Дюпюи, братья Я. и В. Гримм, М. Мюллер, И. Кант, М. Шлейермахер, Л. Фейербах, Гегель, К. Маркс, Ф. Энгельс, Э. Тэйлор, Д. Фрэзер, Э. Дюркгейм, М. Вебер и др. также изучали те или иные аспекты религии. Почти все они обращали внимание на тесную связь религии с государством и обществом. При этом важно подчеркнуть, что многовековой исторический опыт свидетельствует о диалектичности этой взаимосвязи.

Как государство во многом определяет состояние религии, так и религия самым непосредственным образом влияла на развитие цивилизаций. Прежде всего религия опирается на традицию, на опыт сотен поколений, «придает ее нормам сакральный характер, … создает защитный панцирь», предохраняющий цивилизацию от разрушения под воздействием внешних сил [1, с.14-15]. В этом и заключается обратное воздействие религии на жизнь общества, на характер культуры, на ход истории.

М. Вебер в свое время не без оснований утверждал, что материальные и идеальные интересы, а не только идеи определяют поведение людей. Для доказательства этой концепции он обстоятельно исследовал феномен протестантизма и всей Реформации христианской церкви, обратив при этом внимание на важнейшую роль протестантской этики в создании должных условий для капиталистического развития Европы.

Именно Реформация породила новое направление в христианстве, которое стало «духовной основой» западной цивилизации: протестантизм [2, с.63-64]. От ортодоксального католицизма отошла значительная часть населения Европы: Англия, Шотландия, Дания, Швеция, Норвегия, Голландия, Финляндия, Швейцария, часть Германии, Чехии и т.д.

Сегодня мы можем уверенно говорить о том, что, если в Древнем мире каждый народ имел свою религию, которая отражала его «национальные особенности, историю, темперамент, образ мысли» [3, с.101], то уже в Средневековой Европе существует одна религия для всех народов – христианство, ставшее базой для объединения европейцев в одну семью, складывания единой европейской цивилизации

Еще большее значение религии как системе, определившей главные принципы формирования цивилизаций, придает А. Тойнби в своем капитальном 12-томном труде «A Study of History». Так, он считал христианство, ислам, индуизм и махаяну своеобразными «куколками» для развития восьми цивилизаций Запада и Востока [4, с.521].

Обращаясь к мировому историческому опыту, сегодня мы можем также констатировать, что все великие мировые религии возникли на Востоке. Исключение составляет христианство, но и оно «вдохновлялось сирийской цивилизацией, а махаяма – индской» [4, с.522]. Едва ли это следует оценивать как историческую случайность. Скорее – наоборот. Ведь именно Восток был колыбелью мировой цивилизации и человеческой культуры.


ЛИТЕРАТУРА

1. Васильев Л.С. История религий Востока. М., 1983. 368 с.

2. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. М., 1995. 600 с.

3. Всемирная история. Под ред. акад. Г. Б. Поляка. М., 2000. 496 с.

4. Тойнби А. Дж. Постижение истории. М., 1991. 731 с.

5. Иллюстрированная история религий. Под ред. проф. Д.П. Шантени де ля Соссей. М., 1992, т.1-2. 853 с.

6. Волков Ф.М. У истоков научных представлений об управлении. М., 2001. 52 с.

Главная

Официальная

Содержание

Об авторах

Контакты

Ссылки

 
Хостинг от uCoz