Главная

Официальная

Содержание

Об авторах

Контакты

Ссылки

ПОЛИТОЛОГИЯ

ЕВРАЗИЙЦЫ

И. А. Тугаpинов,   А. Г. Ганжа

ЕВРАЗИЙСТВО – идейно-политическое и философское течение в российской эмиграции 1920–30-х гг. Начало Евразийству положил выход сборника статей Н. С. Трубецкого, П. Н. Савицкого, Г. В. Флоровского и П. П. Сувчинского "Исход к Востоку" (София, 1921). К евразийской школе относилась целая плеяда ярких и талантливых литераторов, философов, историков, публицистов, экономистов первой волны эмиграции. Среди наиболее известных – географ П. Н. Савицкий, философ Л. П. Карсавин, филолог и культуролог Н. С. Трубецкой, историк Г. В. Вернадский (сын выдающегося русского естествоиспытателя), музыковед и искусствовед П. П. Сувчинский, религиозные философы и публицисты – Г. В. Флоровский, И. А. Ильин, Б. Н. Ширяев, критики и литературоведы А. В. Кожевников (Кожев), Д. П. Святополк-Мирский, правовед Н. Н. Алексеев, востоковед В. П. Никитин, писатель В. Н. Иванов, экономист Я. Д. Садовский. Евразийские кружки работали в Праге, Берлине и Белграде. В Париже, возникло Евразийское книгоиздательство.

Евразийцы попытались “создать новую русскую идеологию, способную осмыслить происшедшие в России события и указать молодому поколению цели и методы действия” (Н. П. Савицкий), но, как своеобразный противовес “белому” движению с его стремлением “не считаться с жизнью, попыткой пойти напролом” (Г. В. Флоровский). Следуя идеям поздних славянофилов (Н. Я. Данилевский, Н. Н.  Страхов, К. Н. Леонтьев), евразийцы противопоставляли исторические судьбы, задачи и интересы России и Запада, трактовали Россию как "Евразию", особый срединный материк между Азией и Европой и особый тип культуры (основой которой является великорусская культура). Однако, в противоположность первым, они распространяли свой патриотический национализм также на другие народы, населяющие Российскую империю – тюркско-монгольские и др. Например, П. Н. Савицкий напоминал о потомках мурз и их слуг, на 30–40% сформировавших великорусское дворянство и сыгравших огромную роль в создании великого Русского государства. Господствующую идеологию этой культуры, стержень которой – православие, создавал, по их мнению, “правящий отбор”, при котором, однако, правящий слой олицетворял не групповой, а общенациональный интерес. Почти как по основной формуле “теории официальной народности” графа С. С. Уваpова (православие, самодержавие, народность), с той лишь разницей, что четкое монархическое “самодержавие“ часто заменялось на туманное “державность“

То есть, Евразийство было преимущественно правым, консервативным, традиционалистским, имперским и державным, но вместе с тем существовала и его левая версия – т.н. “национал-большевики” (Устрялов, “смено-веховцы”) которые восприняли режим большевиков как новое парадоксальное выражение русского национализма и империализма. Наилучшей государственной формой в России, по их мнению, должен был стать советский строй, освобожденный от коммунистической диктатуры, который будет наилучшим образом обеспечивать народную власть. В полемический спор с евразийцами включились либералы-западники, а также Н. А. Бердяев, П. М. Бицилли, А. А. Кизеветтер, П. Н. Милюков, Г. В. и др. Постепенно многие евразийцы пришли к признанию закономерности революционных событий 1917 и оправданию большевизма, чему способствовало проникновение в движение агентуры ГПУ (Н. Н. Ланговой, С. Я. Эфрон и др.). На грани 20–30-х гг. Евразийство пошло на убыль.

Популярность теме Евразийства вернулась в СССР в конце 80-х – начале 90 гг. (неоевразийство), сначала опосредованно – в ходе дискуссий на семинарах и конференциях, форумах и съездах самой разной политической направленности, связанных с деятельностью ученых, писателей, публицистов – Л. Н. Гумилева (называл себя "последним евразийцем"), А. Г. Дугина, С. Г. Кара-Мурзы, Т. А. Айзатулина, В. Чивилихина, О. Сулейменова и дp., деятелей кино (Н. С. Михалков), политиков (напp., С. Станкевич, клуб "Постперестройка" С. Е. Кургиняна). Период перестройки и гласности позволил также начать серьезное обсуждение проблем Евразийства и в печати ("Литературная газета", "Новый мир", "Наш современник", газета "День" и др.). "Это было уникальное сочетание классических евразийских идей с теориями “третьего пути”, “консервативной революции”, теориями европейских “новых правых”. Важное место в этой идеологии играла геополитика и ее методы. Данная идеология изначально не имела никакого отношения к советизму, резко отвергала все разновидности марксизма, отличалась подчеркнутой национально-консервативной и религиозно-традиционалистской ориентацией. Она позиционировалась на одинаковой дистанции как от коммунизма (социализма), так и от западной либеральной демократии. Она была державной, религиозной, имперской и национальной, но вместе с тем антизападной и антисоветской" (А. Г. Дугин). С крахом СССР и перед лицом западнической либерал-демократии, многие из участников дискуссий перешли на позиции левого Евразийства. В настоящее время идеи Евразийства в России оказывают большое влияние и/или используются в лексиконе таких разных политических деятелей как В. В. Жириновский, А. А. Проханов, Г. А. Зюганов и даже президент РФ В. В. Путин. Политическая партия “Евразия” (учредительный съезд – 30 мая 2001 г. в Москве; 204 делегата из 59 региональных отделений; лидеры: А. Дугин, Т. Таджуддин, П. Суслов) имеет свой эл. "журнал теории и практики Евразийства" “Евразийское Обозрение”.

Главная

Официальная

Содержание

Об авторах

Контакты

Ссылки

 
Хостинг от uCoz