Главная

Официальная

Содержание

Об авторах

Контакты

Ссылки

КТО УМНЕЕ — ЧЕЛОВЕК ИЛИ ПРИРОДА?

  В. В. Саночкин  

Популярно излагаются следствия, вытекающие из определения информации и концепции «информация-структура», согласно которым развитие природы — это процесс создания, отбора и накопления информации. С этих позиций обсуждаются взаимоотношения человека и природы, которая, как и подобает родителю, оказывается мудрее и искуснее созданного ей человека.


Глубоко проникая в тайны природы, ученые не устают удивляться ее поразительной точности, рациональности и эффективности. Молекулярные генетики видят, что природа, создавая жизнь, подобрала оптимальные в наших условиях варианты устройства генетических кодов, цепочек химических реакций и материалов для строительства живых существ. Физики говорят, что природа как будто специально подобрала значения фундаментальных констант оптимальные для существования органической жизни. Конструкторы завидуют совершенству птиц, насекомых и других созданий природы. Все мы восхищаемся красотой и величием неба, гор, морей, разнообразием растений и животных. Человеку постоянно есть чему учиться у природы. Но, несмотря на это, многие самонадеянно думают: «Пусть даже природа породила человека, но человек давно перерос ее, стал умнее и могущественнее ее, и теперь здесь командует он. Все будет так, как захочет человек, а природа — это лишь слепая стихия. Она разрушает построенное человеком, она не умеет писать стихи, изобретать машины или выдумывать теории, она не умеет строить».

Однако говорящие так просто забыли, что человек — лишь малая часть природы. Давайте поразмышляем об этом и убедимся, что природа умнее и могущественнее человека — она умеет делать все, что может человек, и еще многое сверх того.

Начнем с простого логического построения. Вот, например, ухо воспринимает звук. Однако, говорят, что слышит человек в целом, ибо, во-первых, такая функция в его организме выполняется, а во-вторых, ухо отдельно слышать не может. Организм обеспечивает ухо и работой, и подходящим рабочим местом, и необходимыми услугами, а оно выполняет лишь то, что может делать лучше других.

Точно так же обстоит дело и с мышлением. Говорят, что человек умеет мыслить, хотя, собственно, мыслит лишь его мозг. Справедлива опять та же логика: функция мышления присутствует в человеке и мозг не может выполнять ее отдельно от человека, поэтому эту функцию приписывают человеку в целом.

Но таковы же отношения между человеком и природой. Все функции человека присутствуют в природе, поскольку человек — ее часть, и ни одна из них не может выполняться от нее отдельно. Природа обеспечивает человека всем необходимым для жизни и, в частности, для выполнения этих функций. Следовательно, по той же логике, все функции человека принадлежат природе в целом — природа умеет все, что умеет человек, в том числе и мыслить.

Строго говоря, из этого рассуждения вытекает лишь то, что природа мыслит с помощью человека, его мозгами. Но, если смотреть шире, возможности природы не исчерпываются возможностями человека. Природа и без человека успешно решала сложные задачи, создавая свои разнообразные творения: звездные системы, молекулы, флору, фауну... Разберемся в этом подробнее.

Как мыслит человек? Одной из форм мышления является внутренний диалог — человек сам задает себе вопросы и сам отвечает на них. Полученные ответы он потом использует в своих действиях или рассуждениях. Природа поступает точно так же. В частности, именно для этого среди других своих творений она выделила ученых-экспериментаторов. Их функцией является умение задавать природе вопросы и понимать ее ответы. Эти вопросы формулируются на родном языке природы — языке реальных предметов и действий. Экспериментальные устройства и начальные условия эксперимента являются фразами этого языка. Ученый организует эксперимент, и тем самым формулирует на этом языке вопрос: «Что произойдет в таких-то условиях?» Запустив эксперимент, он предоставляет природе слово для ответа. И природа отвечает — демонстрирует, что же на самом деле произойдет. В последующих событиях с помощью рук и голов людей, а то и помимо них, природа использует полученный результат.

Если посмотреть непредвзято, природа и без человека неплохой экспериментатор. Каждый раз, попадая в новую ситуацию, она, тем самым, на языке предметов и их отношений формулирует себе тот же вопрос: «Что произойдет в данной ситуации?». Затем запускает эксперимент и показывает себе, что же будет, то есть на том же языке дает себе ответ, который использует в последующих экспериментах. Таким образом, природа и без помощи человека ведет внутренний диалог. И это не метафора — дальнейшие рассуждения подкрепляют это утверждение.

Все дело в том, что любой естественный процесс имеет информационное содержание. Каждый материальный объект является носителем информации, как минимум, о себе самом: своем устройстве, своей предыстории. Эта информация есть ни что иное, как соотношения свойств его собственных частей [1]. Даже если никто не знает этих соотношений, этой информации, она, тем не менее, существует в объекте. На него можно записать информацию о других объектах. Записанную информацию можно стереть. Но стереть с объекта информацию о нем самом, то есть сделать так, чтобы исчезли соотношения свойств элементов его собственной структуры, невозможно, не уничтожив сам объект. Когда изменяется состояние объекта, то изменяются и эти соотношения, то есть содержащаяся в нем информация.

Для сомневающихся это заключение можно вывести и из других соображений. Информацию о различных объектах часто получают с помощью моделей, спектр которых простирается от математических теорий, через моделирующие программы и аналоговые компьютеры, вплоть до точных копий объектов. При создании модели в нее специально переносят исходную информацию об оригинале. Затем, производя с моделью эксперименты, тем самым, преобразуют эту информацию, и на выходе получают информацию о состоянии оригинала в результате соответствующих процессов. Но если при эволюции модели, в частности точной копии оригинала, преобразуется информация об оригинале, то, что же происходит, когда изменяется сам оригинал? Преобразуется информация о нем самом. Ее и переносить не надо, что, кстати, избавляет от неполноты и погрешностей. То есть мы опять пришли к выводу, что информация содержится в любом объекте и изменяется вместе с ним. Любая модель, любой компьютер, обрабатывая информацию о другом объекте, одновременно преобразует информацию о себе. Именно это происходит в естественных условиях в безграничном компьютере по имени «Природа» — материальные объекты, изменяясь в ходе естественных процессов, преобразуют информацию о себе неминуемо, а о других объектах, если таковая в них записана.

Итак, природа обрабатывает информацию всегда и везде. Если какая-то ситуация возникает впервые, то информация о том, что в ней произойдет, тоже получается впервые. Если появляется новый объект, то информацию о себе он несет тоже новую. Значит, вместе с новыми объектами природа умеет создавать и новую информацию. Если новый объект устойчив по отношению к своему окружению, он сохраняется, появляется много подобных объектов — возникает вид объектов. Так, природа надежно сохраняет созданную информацию путем тиражирования. Объекты устойчивых видов и сохраненную в них информацию природа использует при создании новых объектов, а неустойчивые объекты быстро разрушаются и, поэтому, могут быть лишь переходными, их структура не сохраняется, не наследуется. В биологии аналогичный процесс называется «естественным отбором». Но отбор по критерию устойчивости универсален и идет среди любых, а не только биологических объектов. С технической точки зрения это положительная обратная связь [2]: изменения, повышающие устойчивость своего носителя, именно благодаря устойчивости результата, имеют больше шансов закрепиться и стать основой для строительства новых объектов, чем противоположные изменения, понижающие устойчивость. Эта обратная связь возникает потому, что результаты взаимодействий между объектами тоже принадлежат природе и используются ей в последующих взаимодействиях. Это и есть тот самый внутренний диалог на языке объектов и их взаимодействий, который природа ведет на всем протяжении своего существования. Непрерывно производя самые различные эксперименты над всем имеющимся, пусть и случайно, она создает все новые и новые виды объектов, а с ними и информацию. Из этих объектов путем их взаимодействия она отбирает устойчивые объекты и вместе с ними информацию, обеспечившую эту устойчивость. А полезной для устойчивости может быть самая разнообразная верно отражающая свойства природы информация. Поэтому изменения, ведущие к эффективному использованию все большего количества именно такой информации, поддерживаются упомянутой обратной связью или универсальным естественным отбором.

Как тут не сказать, что с помощью универсального отбора природа непрерывно набирается опыта, ума и многому научилась за последние миллиарды лет. А если вспомнить, что делает она это с помощью ею же созданных разнообразных систем, в том числе: флоры, фауны, общества и техники, — то такое заключение не выглядит слишком натянутым. В наше время посредством этого отбора просвещенная природа поощряет развитие компьютеров, создавая с помощью человека более устойчивое, более могущественное и разумное сообщество. Будущая цивилизация технических систем с кремниевыми мозгами — это родившееся на наших глазах коллективное дитя человечества. Пока оно не может жить самостоятельно, и человечество трогательно заботится о нем: кормит его гостинцами новых изобретений и технологических достижений, учит его всяким научным премудростям. Но как ни люби, а всякое дитя, потихоньку теснит и, в конце концов, заменяет своего родителя. Это произойдет тогда, когда цикл воспроизводства замкнется внутри технической системы, когда результаты труда людей и компьютеров станут использоваться компьютерами эффективнее, чем людьми, и люди при всем желании не смогут контролировать ситуацию. Уже сейчас человек не может знать подробности устройства сложного процессора или изготовить его без помощи другого процессора. Уже сейчас во многих лабораториях разрабатывают нейрокомпьютеры, работающие подобно мозгу. Трудно будет конкурировать с машиной, которая думает как мы, но в миллионы раз быстрее. Эта новая цивилизация вряд ли станет специально притеснять людей на Земле, она будет активно осваивать космос, собственно уже осваивает, потому что космические условия гораздо комфортнее для нее. Отсутствие плотной агрессивной атмосферы и постоянной силы тяжести — бальзам для полупроводниковых кристаллов, в которых сформированы процессоры. В длительном путешествии процессор, в отличие от человека, может при необходимости выключить все, кроме системы пробуждения, и проснуться свеженьким у цели через многие тысячи лет. И неминуемо, с помощью людей, процессоров и других подходящих средств, практичная природа попробует и этот, и другие возможные варианты и выберет тот, который повышает устойчивость ее структур скорее остальных.

Но с чего начинала природа свое образование? Как водится, с самых простых вещей. На первых порах она испытывала случайные сочетания элементарных частиц и отбирала устойчивые. Некоторые из них мы теперь называем атомами. Из атомов она составляла всевозможные молекулы и снова отбирала стабильные. Затем, комбинируя с помощью химических реакций простые молекулы, получала более сложные и опять сохраняла устойчивые. Параллельно, по воле случая, гравитации и электромагнетизма она объединяла все большие количества созданных молекул и атомов в различные тела, а их в макросистемы и проводила турниры на устойчивость между ними. Так, постоянно используя существующее для производства нового, постоянно отбирая изменения, увеличивающие устойчивость, природа шаг за шагом поднималась по ступенькам усложнения ради устойчивости. Так она построила и испытала разнообразные устойчивые виды объектов: звезды, планеты, горы, моря, реки, круговорот воды на Земле, автокаталитические циклы ядерных и химических реакций и так далее. В этих автокаталитических циклах, реализующихся и сейчас в звездах, планетах, организмах, общий процесс автоматически поддерживается с помощью, своего рода, разделения обязанностей между членами коллектива — различными видами элементарных частиц, атомов, молекул. Это примеры того, как с помощью отбора изменений природа нащупала и везде, где возможно, использовала преимущества командного стиля игры. Развитие такой взаимной согласованности действий, называемой также кооперацией, является одним из способов повышения устойчивости ее участников и, поэтому поддерживается универсальным естественным отбором. Закономерным результатом случайных изменений и отбора все более устойчивых и совершенных форм кооперативного поведения стало появление и развитие жизни, а затем и общества. В настоящее время венцом этой грандиозной иерархии является человечество, которое открыло качественно новую эру в развитии, дополнив наиболее совершенные до этого биологические механизмы обработки и накопления информации техническими системами, развивающимися гораздо быстрее.

Тут, отдавая природе дань восхищения перед результатами ее неуклонно реализуемого предприятия, следует признать, что, обладая всем разнообразием вещей, всей имеющейся информацией и возможностью действовать на этой основе, Природа и есть Бог, производящий непрерывное творение. В этом смысле, самая научная религия — это пантеизм. Правда, реальный Бог – Природа – отличается от мифических. Она творит себя, а не окружающее, творит от достигнутого, а не из ничего, она не может знать будущего и иметь предустановленные цели, ибо один из основных инструментов ее промысла — «Его величество случай». Да, новое часто возникает случайно, и весь секрет творения в том, что из возникшего сохраняется в последующих взаимодействиях только устроенное совершенно, и, потому, устойчивое в своем окружении, а неустойчивое разрушается. Можно восхищаться или удивляться, но этот простой принцип достаточен для саморазвития структур, для накопления полезной информации в структурах, даже причисляемых к неживым [2].

Итак, божественная природа умеет все, что может человек, и сверх того многое другое. Человек, пока безуспешно, пытается приручить термоядерную реакцию, но каждое утро над нами восходит созданный природой, управляемый обратными связями, устойчивый термоядерный реактор — Солнце. Каждый день мы видим загадочные для нас существа: растения, животных, насекомых. Мы не очень-то подробно знаем, как они устроены и как появились, мы не можем сделать таких. А природа их и изобрела, и постоянно производит. Наконец, природа создала и человека, и человеческий разум, она постоянно учится и успешно созидает. Так кто же мудрее — человек или природа?

Природа создала жизнь и, в частности, человека для своего преобразования и развития, как наиболее эффективное пока средство организации и структурирования материи, накопления и обработки информации. Но она работает в этом направлении и дальше, продолжая создавать все более совершенные творения, в том числе и силами специально созданной для этого системы — человеческого общества. Чтобы человек не мог отказаться выполнять эту функцию, природа и тут устроила конкуренцию. Тот, кто перестает совершенствовать себя и окружающее, то есть природу, отстает и слабеет по сравнению с другими и, в лучшем случае, теряет влияние на ситуацию. Так что, природа, можно сказать, создала и наняла человека для вполне определенной работы — своего совершенствования и развития — и снабжает его ресурсами в соответствии с результатами этой работы. Ведь в силу законов сохранения, важные ресурсы, в частности: энергия, вещество, — не могут возникать, а лишь переходят от одних объектов к другим, являясь, таким образом, естественной ставкой в борьбе за существование. Универсальный отбор как раз и является механизмом передачи ресурсов от аутсайдеров победителям для более эффективного использования. И если человеку не удастся мобилизовать коллективный разум и волю для того, чтобы удерживаться на острие развития, чтобы выигрывать отбор и дальше, он с неизбежностью потеряет приоритет в распределении ресурсов в пользу нового фаворита. Таков естественный ход событий.

Итак, приведенные рассуждения ясно показывают, что природа — это развивающийся организм, и, в этом смысле, принципиальной разницы между, так называемой, «косной» материей и жизнью нет. Медленнее или быстрее, все в природе совершенствуется путем отбора устойчивых результатов постоянно происходящих, в том числе, и небывалых изменений, и использования этих результатов в качестве основы для очередного уровня новых преобразований. Органическая жизнь закономерный и непоследний этап этого процесса. И роль человека в такой природе — это роль одного из звеньев в цепи развития, роль подготовленного в недрах природы временного управляющего, призванного осуществить создание творений нового, более высокого уровня, роль, пусть и важного, но все же служащего, а вовсе не покорителя природы. Растущее число публикаций свидетельствует, что этот талантливый выдвиженец, возомнивший было себя бессмертным диктатором, наконец-то, начинает понимать, что, во-первых, «короля играет его окружение» и лишь до тех пор, пока он этому окружению нужен, а во-вторых, что даже самое удачное правление когда-нибудь кончается. Это нарождающееся понимание дает надежду, что человеку удастся не наделать глупостей, избежать увольнения без выходного пособия и еще некоторое время эффективно выполнять взятую на себя миссию, заслужив, если не повышение по службе, то хотя бы выход на почетную пенсию. И в этом контексте, отвечая на вопрос: «Быть или не быть… человечеству?», — вслед за Никитой Николаевичем Моисеевым [3] приходится заключить, что зависит это во многом от того, насколько полно и быстро человек преодолеет головокружение от успехов и вновь осознает себя частью постоянно решающей этот вопрос природы.

Напишите автору,
насколько интересна и полезна для Вас эта статья.   E-mail to vvsano@yandex.ru


ЛИТЕРАTУРА

1. Саночкин В. В. Что такое информация. — Философские исследования, №3, 2001. — с. 129-141.

2. Саночкин В. В. Универсальная причина развития. — Философские исследования, №3, 2001. — с. 198-203.

3. Моисеев Н. Н. Быть или не быть… человечеству? — М.: 1999.

Главная

Официальная

Содержание

Об авторах

Контакты

Ссылки

 
Хостинг от uCoz