Этническая экология («cultural ecology» или «ecological anthropology» западных авторов) - молодая научная дисциплина, зародившаяся в недрах антропологии и занявшая место на стыке экологии и этнологии. В настоящее время эта наука приобретает важное прикладное значение, так как она дает объективную информацию о способах адаптации этносов к окружающей среде, вырабатывавшихся в течение длительного времени и являющихся примерами относительно гармоничного сосуществования человека с природой. В качестве биологического вида, люди адаптируются к окружающей среде морфолого-физиологически, от расообразования до выработки незначительных особенностей строения и функционирования организма. Одновременно протекают процессы культурной адаптации, как в материальной, так и в духовной сфере. На последней мы и заостряем наше внимание, так как способы хозяйствования в ландшафтах на протяжении тысяч лет истории Центральной Азии менялись сравнительно мало. Если прослеживать историю Монголии с палеолита и включать в анализ различные народы, как протомонгольские, так и тюркские, то периодизация этнической экологии, в первом приближении, может соответствовать этнической истории Центральной Азии. Каждый обитавший на ее территории этнос имел свои отличительные черты, проявлявшиеся во взаимоотношениях с природой, поэтому такая периодизация оправданна, однако, при более тщательном рассмотрении, определенные этапы можно вычленить и для отдельных этносов. Мы ограничимся попыткой установления этапов этнической экологии для собственно монгольского этноса. Они закономерно связаны с этапами его исторического развития, но не совпадают с ними полностью. По нашему мнению, этих этапов насчитывается семь. 1. VI-X вв. Монголы за пределами современной территории Монголии, к востоку от Большого Хингана. Сведения о них довольно скудны и им мы обязаны, прежде всего, китайским источникам. Первоначально монголы жили оседло, занимались охотой и рыбной ловлей, обрабатывали землю (лингвистические исследования также подтверждают это), в их среде бытовал шаманизм и поклонение Вечному Небу. Если допустить, что указанные земли являлись прародиной монгольских родов, то к ним должны быть вполне приложимы все те религиозные взгляды и обычаи, которые характеризуют понятие родины, «своей» земли в традиционных культурах Центральной Азии, а именно ее обожествление с вытекающим из него комплексом правил и запретов, в том числе природно-хозяйственного цикла. Культ ландшафтных духов-«хозяев», вероятно, также служил природе хорошей защитой от посягательства людей и определенным образом упорядочивал природопользование. 2. Конец Х в. - 1204 г. Монгольские роды расселяются на востоке и северо-востоке Монголии и делятся на «лесных» и «степных». Первые продолжают оседлую жизнь в привычных типах ландшафтов, вторые осваивают степи и ведут кочевое хозяйство. Однако для тех и других эти земли не родные, поэтому можно предположить, что происходило духовное освоение пространства, «заселение» его «своими» духами, создание святилищ и т.д. Тем не менее, представляется, что этика отношения к окружающему миру была в данный период далеко не на той высоте, которая была достигнута монголами гораздо позже, и экстраполирована некоторыми современными исследователями на всю историю не только Монголии, но и Центральной Азии. На это указывает, в частности, безусловная антропоцентричность важнейшего источника по этому периоду - «Сокровенного сказания монголов», где окружающая среда играет пассивную роль фона, на котором разворачиваются исторические события. Исключением являются лишь активно действующие Вечное Синее Небо и Земля. 3. 1205 - 1368 гг. Период монгольской военной экспансии, в течение которого под власть монгольских ханов попали огромные пространства Евразии. По крайней мере, с 1205 г. - первого похода на тангутов, монголы вышли за пределы привычной этнокультурной и природной среды и начали завоевание чужих земель, не несших для монголов печать сакральности. Возможно, именно поэтому военные кампании монголов первой четверти XIII в. отличались невиданной жестокостью по отношению не только к чужим народам, но и к чужой природе. Об этичном отношении к окружающей среде во время захватнических войн говорить не приходится. Все доступные природные ресурсы служили военным целям. Затем в покоренных странах начала складываться монгольская администрация и происходило их постепенное освоение, в том числе и спиритуальное. Монголам-переселенцам приходилось осваивать непривычную среду обитания. Первоначально это протекало в грубых формах. Например, широко известны призывы части монгольской знати к превращению пахотных земель Северного Китая в пастбища (что, собственно, в некоторой степени имело место). Последующая ассимиляция, усвоение местных обычаев и принципов природопользования способствовали сглаживанию противоречий между завоевателями и окружающей средой. 4. Конец XIV в. - конец XVI в. - «темный» период монгольской истории. Массовое бегство монголов из Китая после падения династии Юань, повлекшее за собой увеличение концентрации населения в монгольских степях, и практически полная их ассимиляция на западе бывшей монгольской империи. Сведения по этнической экологии весьма ограниченны. Монголы опять в привычной кочевой среде. Возврат к прежнему образу жизни и хозяйствования, оживление шаманизма, экономическая блокада. 5. 1578 - 1920 гг. Этот этап отмечен появлением и широким распространением такого специфического явления духовной культуры, как буддизм. В плане этнической экологии он сыграл гораздо более важную роль, чем происходившие в те годы политические перемены, так как внедрял в сознание людей необходимость сострадания ко всем без исключения живым существам. Эта проповедь нашла отклик. Важно подчеркнуть, что принятие буддизма не умалило значения прежних защитников монгольской природы – духов-«хозяев», если, конечно, они не вели свое происхождение от умерших шаманов. Какая-то часть (и, по-видимому, немалая) запретов на причинение вреда или беспокойства окружающему миру могла прийти из Тибета вместе с буддизмом. Наследие именно этого периода позволило этнографам оценивать монгольскую культуру как весьма экофильную, то есть направленную на сохранение среды обитания. 6. 1921 - 1989 гг. Годы «народной власти», отличающиеся разгромом буддийской церкви в Монголии, забвением многих традиций, насаждением материализма и атеизма, привитием населению «научной» картины мира взамен традиционной. Внедрение новых форм природо-пользования, развитие транспорта, промышленности, седиментация кочевников. Угасает вера в «духов-хозяев», снижается значение старых сакральных(1) территорий. Исключение природы как субъекта из системы этических отношений и лишение ее частей (гор, рек, лесов и т.п.) статуса живых мыслящих существ сделало ее беззащитной перед человеком. 7. После 1990 г. Этап экономических и политических реформ. В современной этнической экологии монголов протекают два разнонаправленных процесса:
Пока можно констатировать превалирование второй тенденции, для которой был подготовлен прочный идеологический фундамент на предыдущем этапе, хотя он и проходил под знаменами социализма. Следование этому пути в суровых природно-климатических условиях Монголии может вызвать серьезный экологический кризис с трудно прогнозируемыми последствиями. Лишь подлинное возрождение традиционной монгольской культуры, включая духовную адаптацию к среде, способно открыть перед Монголией перспективу развития в экологически безопасной обстановке. 1. Сакральный — священный, обрядовый, освященный традициями. 2. Номады — скотоводы-кочевники, соответственно, ре-номадизация — возвращение к кочевому скотоводству. 3. Анимистический — относящийся к вере в одушевленность природы, в наличие души в предметах и явлениях. |
||||||||||||||