1
|
||||||
КОЛОНКА РЕДАКТОРА | ||||||
«Все течет, все изменяется. Нельзя дважды вступить в одну воду, она уже протекла». Это известное изречение Гераклита Эфесского, мыслителя конца VI – начала V в. до н.э., пожалуй, первая четкая и достаточно образная фиксация идеи непрерывного развития. С тех пор утекло много воды. В конце XVIII века средневековая идея стабильности мира сменилась идеей эволюции (от лат. evolutio – развертывание), ставшей в XIX веке, после появления работы Ч. Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора» (1859), господствующей идеей в науках о жизни и обществе. В последние десятилетия идеи развития все шире начинают применяться для описания неживой природы, в частности благодаря стараниям научной школы Нобелевского лауреата И. Пригожина. Развивается все, в том числе и научная мысль. В наше время накопилась масса знаний об окружающем нас мире, обществе, человеке, о различных природных и социальных циклах. Современная наука позволила нам заглядывать на миллионы лет в прошлое, внутрь атома, на дно океанов, в недра Земли, в глубины космоса. Получение всей этой массы данных потребовало дифференциации научных дисциплин и углубления специализации научных кадров. Обратной стороной медали является то, что, каждая наука, научное направление, научная школа, а иногда даже и отдельный исследователь используют свой особый язык, свою терминологию, вкладывают особый смысл в некоторые общеизвестные понятия. Это, может быть, оправданно, пока обсуждение идет внутри коллектива специалистов. Но уже молодежь прибывающая из учебных заведений вынуждена приспосабливаться в таких условиях к двойственности понятий. К тому же, цель любой науки – это создание продуктов, востребованных в других областях знаний и практики. Для представления этих продуктов другим специалистам, для широкого обсуждения своих достижений необходимо использовать общепонятный язык. Однако перевод языка специалистов на язык широкого общения дело тонкое, деликатное. Нередко различное понимание одного и того же термина порождают совершенно ненужные, беспредметные споры. Просто люди говорят на разных языках. Дело осложняется тем, что, с одной стороны, масса дилетантов и поверхностных журналистов «не вжившихся в широкую ткань предмета», опираясь, зачастую, лишь на 2-3 модные книги, могут до неузнаваемости искажать смысл добытой специалистами информации, порождают в обществе необоснованные надежды и опасения, затрудняют верное понимание реальности и принятие адекватных решений. А, с другой, добросовестность и непредвзятость помогают даже дилетантам открывать то, чего не могут заметить специалисты, задавленные инерцией мышления, догмами и авторитетами своей узкой области знаний. В условиях экспоненциального роста знаний ("информационный взрыв"), возникает противоречие между колоссальными потоками накопленной, часто взаимно несовместимой информации, и ограниченными возможностями ее поиска, переработки и восприятия каждым конкретным человеком. В такой ситуации от избытка информации человек страдает не меньше, чем от ее недостатка. Причем, львиная доля публикуемого является компиляцией чужих мыслей: информация кочует из книги в книгу, из журнала в журнал, из газеты в газету, с одной теле- или радиопередачи на другую. Выделить из океана повторов каплю действительно оригинальных идей становится труднее, чем сделать открытия заново. К тому же, «нарушается целостность научных и социальных коммуникаций из-за предпочтения классовых, элитарно-кастовых, групповых, национальных интересов общечеловеческим, гипертрофирования ведомственных целей и нужд, проявления феномена секретности в условиях сосуществования конфронтирующих социальных систем. Имеющиеся экономические, политические и другие социальные барьеры не позволяют информации полностью реализовать свою интегрирующую роль» [1, с. 83-84]. Все это способствует тенденциозности в трактовках событий и явлений, подтасовкам фактов, манипулированию общественным мнением, дезинформации. На этой основе нередко выбираются сомнительные или выгодные только небольшим группам пути для решения тех или иных проблем. Общечеловеческие интересы можно учесть только на базе анализа максимально разнообразной информации, полученной из многих альтернативных источников. Необходимость преодоления границ ясно прослеживается и в науке. Общеизвестно, что наиболее важные революционные идеи и технические решения обычно возникают на стыках различных областей знания. Не случайно еще В. И. Вернадский подчеркивал, что «синтетическое изучение объектов природы - ее естественных тел и ее самой как целого - неизбежно открывает черты строения, упускаемые при аналитическом подходе к ним, и дает новое. Этот синтетический подход характерен для нашего времени в научных и философских исканиях. Он ярко проявляется в том, что в наше время границы между науками стираются: мы научно работаем по проблемам, не считаясь с научными рамками» [2, с. 288-289]. Век спустя, этот синтетический подход еще более актуален. Примером, такого синтетического знания являются знания, связанные с понятием "эволюция" или "развитие". Процессы, обозначаемые этими понятиями, идут повсеместно, и законы, их описывающие, проявляются в самых разных науках, в искусстве, в технике, в живой и неживой природе. Однако, четкого, общепринятого, понимания этих терминов пока не существует, о чем говорит разнообразие и расплывчатость их приведенных в журнале интерпретаций. Как указывается в [3], создание общей тории эволюции и консолидация понимания развития должны стать основой для интеграции науки и понимания наших общих перспектив. Надеемся, наш журнал будет способствовать прояснению в этой области. Вообще, журнал предполагается сделать путеводителем по лабиринту знаний, упорядочивающим потоки информации для широкого читателя и доводящим до его внимания наиболее интересную их часть. В качестве структурообразующего ствола журнала был выбран принцип эволюции, как один из наиболее общих и универсальных для живых, неживых, социальных и других систем. Это позволило органично объединить самые разные области знания в одном издании. Есть, по крайней мере, две наиболее крупных причины, определяющие острую необходимость получения научной информации в сжатом, свернутом, как теперь говорят, виде. Во-первых, специалистам, работающим в относительно узких областях научного знания, очень полезны сведения из сопредельных областей, до которых у них не доходят руки. По подсчетам социологов, даже в инженерных науках, наиболее адаптированных к поиску информации, специалист, тратя на ее поиски до 50% своего рабочего времени, не в состоянии ознакомиться более чем с 10 – 12% публикаций, вышедших за год во всем мире по его узкой специализации [4, с. 36]. И в то же время "95% научной продукции повторяет то, что уже опубликовано" [1, с. 83]. Во-вторых, обобщенная информация как воздух нужна широким кругам интеллигенции, прежде всего учителям, в широком понимании этого слова, активно участвующим в процессе формирования нового поколения. В конце XIX – начале XX веков в библиотеке уездного учителя можно было найти работы Д. И. Менделеева, И. И. Мечникова, В. В. Докучаева, И. М. Сеченова, К. А. Тимирязева, В. И. Вернадского написанные специально для широких кругов. За период с 1901-го по 1917 год В. И. Вернадский опубликовал свыше 30 статей по вопросам народного просвещения. Он считал, что организация «учащегося народа» должна стать «основой широкого и мирного развития человечества» [5]. В наше время задачи корректной популяризации научного знания не только не теряют своего значения, но становятся все важнее с ростом самой науки и ускорением развития общества, являясь базой для обмена полезными идеями и стимулятором самого этого роста. Предлагаемый читателю журнал сориентирован в этом направлении. Мы постараемся представлять не только ныне господствующие или "модные" идеи, гипотезы, концепции, но, по мере возможности, и наиболее полный спектр альтернативных научно обоснованных суждений о разных объектах, явлениях, процессах, различные трактовки наиболее важных терминов и так далее. Это необходимо делать, помня, что многие из ныне господствующих идей на заре своего развития считались крамольными и бесперспективными. |
||||||
Приглашаем читателей, принять в этом участие! |
||||||
Одно условие – в присылаемых материалах обязателен четкий научный аппарат: ссылки на источники и литературу, логическая связь суждений, корректная аргументация мнений, научно обоснованная критика и т.д. Язык при этом должен быть, по крайней мере, близок к научно-популярному. Расшифровка терминов обязательна, включая разные трактовки. В журнале будут приветствоваться разного рода мини-словари. Иными словами, устанавливается свобода мысли при жесткой цензуре формы. Большая свобода будет допускаться в рубриках: «Поток сознания» и «Литературные страницы»! В первую очередь публикуются материалы авторов, принимающих участие в работе наших очных и заочных семинаров, конференций, включая электронные. |
||||||
Ганжа А. Г., Ганжа В. В., Дмитриева О. В., Наумов Г. Б., Саночкин В. В. |
||||||
ЛИТЕРАТУРА: 2. Вернадский В. И. О Гете. Избр.
тр. по истории науки. – М.: Наука, 1981.
5. Вернадский В. И. Задачи высшего образования
нашего времени. – «Вестник воспитания», 1918. |
||||||
|
||||||